Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

на конференцию

Дата: 27 ноября 2019 в 10:06

Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в учреждениях дополнительного образования

Бобышева Вероника Сергеевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУДО «Толочинский районный центр детей и молодежи»

Одной из главных задач воспитания, обозначенных в Кодексе Республики Беларусь об образовании и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания. Изучение родного края составляет основу наших знаний о малой Родине. Чем ярче знания и образы о родном крае, его людях, прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач – воспитание гражданина-патриота. Нельзя объяснить современные названия населенных пунктов, улиц не зная истории. Из этого вытекает стержневая роль краеведения в системе работы дополнительного образования и системе образования в целом. Данное направление требует постоянного развития и совершенствования.

Задача педагогов дополнительного образования – создать такие условия, которые бы позволили учащимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, дали возможность почувствовать гордость за свою малую родину, свой город, район.

ГУДО «Толочинский районный центр детей и молодёжи» проводит значительную работу по применению современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Это не только новые технические средства, но и новые формы, приёмы и методы обучения. Проведение учебных занятий, воспитательных мероприятий с использованием информационно-коммуникационных технологий предоставляет педагогу возможность сделать организуемое событие более ярким и привлекательным, что является одним из эффективных способов повышения мотивации. Современные гаджеты или небольшие электронных устройства, применяемые в различных сферах человеческой деятельности, без которых современное поколение не мыслит своей жизни, дает возможность внести новизну в образовательный процесс. Сфера применения их в системе дополнительного образования большая, но остановимся на конкретном использовании QR-кодов. QR – коды просты и имеют определённую новизну. В современном мире QR-коды окружают нас повсюду: совсем недавно мы воспринимали их как странные черно-белые квадратики, размещённые на сувенирах, памятниках, зданиях и т.п. Изначально QR-коды использовались в рекламах. В просветительских целях QR-коды начали применять сравнительно недавно.

Наши педагоги активно используют QR-коды при проведении краеведческих квестов, экскурсий по населённым пунктам, виртуальных экскурсий по району, краеведческих олимпиад, информационно-познавательных игр. Нами разработаны две настольные печатные краеведческие игры «Знай свой край» и краеведческое лото «Наша Толочинщина» с использованием QR-кодов. Игры учат, прежде всего, поиску информации. Они не требуют сразу готового ответа. Его нужно отыскать.

В отличие от краеведческих олимпиад, турниров, викторин и других игр, настольно-печатные игры - это коробка с крышкой. В коробке игровое поле, комплекты карточек и прочая атрибутика игры, а на крышке название игры, занимательная аннотация к ней, правила. В коробку вложена также книжка-инструкция для детей с указанием верных ответов. По ней дети имеют возможность проверить правильность своих ответов. Но и другое развитие событий тоже нужно учитывать. Игра ни в коем случае не должна превращаться в сплошные мучения: если ребенок не сразу находит ответ, QR-код тоже будет ему опорой-подсказкой.

 Такую игру можно разработать и педагогам других регионов.

Актуальность и новизна созданного продукта в виде настольных печатных краеведческих игр в том, что при использовании их у учащихся появляется возможность изучить, обобщить, повторить довольно серьёзную тему на доступном для их возраста уровне, возможность применить знания в практической деятельности (игровой, познавательной, творческой и досуговой).

Краеведческое лото «Наша Толочинщина». Принцип игры похож на русское лото, где участники должны вычеркнуть все цифры, которые назвал ведущий.

Игра состоит из 15 больших карточек с цветными изображениями и ответами под ними и 90 маленьких карточек с вопросами. На отдельных карточках находятся QR-коды, используя которые можно расширить знания и представления об объектах, фактах  и событиях нашей Толочинщины.

На каждой большой карточке размещено по шесть горизонтальных цветных изображений с ответами. Каждый ответ пронумерован и совпадает с номером на карточке с вопросом.

В начале игры из числа игроков выбирается ведущий, который раскладывает карточки-вопросы текстом вниз, перемешивает их, формируя так называемый «банк вопросов», а также раздает игрокам большие карточки с ответами. Если игра проводится на занятии, в рамках учебного процесса, то в роли ведущего выступает педагог дополнительного образования. Количество карточек у каждого игрока оговаривается перед началом игры. В ходе игры ведущий берет из «банка вопросов» карточку и зачитывает вслух вопрос. Если кто-то из игроков правильно ответил на вопрос и нашел на своей карточке картинку с ответом (номер картинки на карточке должен совпадать с номером карточки-вопроса), ведущий отдает ему карточку-ответ, а игрок накрывает ею картинку с ответом. Если никто не ответил на вопрос, ведущий находит на карточках игроков ответ по номеру карточки, зачитывает его вслух, а карточку с вопросом возвращает в «банк вопросов». Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не закроет свои карточки. Этот игрок считается победителем. Если времени на игру не так много, можно договориться, что победителем становится игрок, который первым закрыл одну из своих карточек или даже только вопросы по горизонтали на одной из своих карточек.

Немного остановимся на информационно-познавательной игре «Знай свой край». Форма проведения игры – виртуальное путешествие по родному краю. В игре могут принять участие одновременно от 2 до 4 человек или команд. При использовании командного варианта обязательно наличие ведущего (педагога), в игре могут принимать участие болельщики, причем их активность может оказать помощь команде. Суть игры заключается в том, что каждый участник, бросая кубик, продвигается на определённое количество шагов по игровому полю; попадая на цветной кружок, игрок выбирает карточку с заданием из определённого раздела, ответив на вопрос правильно, он может продвинуться на один шаг вперёд. Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Дополнительные возможности: некоторые карточки снабжены QR-кодами, по ним можно получить доступ к информации познавательно-развивающего характера по теме вопроса. Сама информация размещена на сайте учреждения и может дополняться, обновляться по мере необходимости.

Тематика создаваемых игр, разумеется, может быть разнообразной. Игры можно посвящать выдающимся деятелям, знаменитым людям, животному и растительному миру микрорайона, улицам города, населённым пунктам - фактически любым темам, но значимым для интеллектуально-творческого и эстетического развития ребенка. Информационное самообразование в игровой деятельности – это верный и надежный путь к настоящему образованию.

На QR-кодах возможно использовать ребусы подсказки, видеофильмы, текстовые файлы, звуковые файлы, ссылки на сайты и другое. Видеофильмы можно остановить или повторить просмотренный сюжет, что особенно важно при закреплении материала. 

В настоящее время существует огромнейшее количество специальных сервисов, позволяющих в несколько кликов сгенерировать QR-код, который можно сохранять на компьютере в виде графического изображения.  Для создания QR-кодов можно использовать бесплатную  русскоязычную программу QR Сoder (http://www.qrcoder.ru), которая позволяет в несколько кликов закодировать любой текст, ссылку на сайт, видео, SMS-сообщение и другое. Также считывать QR-коды можно при помощи веб-камеры и программного обеспечения обычного компьютера, ноутбука или онлайн сервиса, специальной программы, в которую можно загрузить графическое изображение, содержащее код, или указать ссылку на страничку с кодом.

Человеку свойственно играть в любом возрасте. В этом увлекательном интеллектуальном соревновании игрокам предстоит узнать, насколько успешно они приблизились к знаниям родного края. Нужно просто открыть коробку, извлечь правила, разложить поле, карточки, фишки…и волшебство начинается.

Мы думаем, что после создания краеведческих игр, появилась возможностить проверить свои знания поучаствовав в игровой деятельности по краеведению и непосредственно в играх «Знай свой край» и «Наша Толочинщина». Не всё бывает гладко, но это не важно. Главное попробовать! А останавливаться на достигнутом не стоит. Работа по созданию краеведческих игр нас настолько увлекла и заинтересовала, что в планах разработать и создать новые игры с использование информационно-коммуникационных технологий. Не надо бояться трудностей! Дорогу осилит идущий!

Грамотное, системное использование информационно- коммуникационных технологий может и должно стать мощным современным средством повышения эффективности образовательного процесса учреждения дополнительного образования.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.